Главные функции менеджера среднего звена

Разъяснение контекста подчинённым и передача информации руководителю

Главные функции менеджера среднего звена

Среднее звено управления пользуется нелестной славой. Отчасти это заслуженно, ведь наибольшее распространение принцип Питера получил именно в среде линейных руководителей. Однако это происходит и потому, что менеджеры среднего звена, особенно недавно вступившие в должность, не осознают своего главного предназначения: доносить контекст до рядовых исполнителей и передавать информацию вышестоящему руководству.

Наиболее подробной (и точной) информацией располагают рядовые специалисты: никто не знает больше о том, как работает система, чем разработчики, написавшие код. Вот почему хороший технический руководитель требует результатов, но оставляют детали реализации на усмотрение инженеров. Для руководителей было бы крайне самонадеянно полагать, что они разбираются в технических деталях лучше, чем их сотрудники, которые занимаются практической реализацией. Компания достигает лучших результатов, когда её руководители доверяют сотрудникам, располагающим исчерпывающей информацией, и позволяют им действовать в соответствии с ней.

Чем более высокую должность занимает сотрудник, тем менее он осведомлён о конкретных рабочих процессах внутри организации. Руководитель отдела знает меньше о системах в его ведении, чем руководитель рабочей группы, а управляющие компанией — и того меньше. Чем дальше человек отстранён от практической работы, тем менее точной информацией о ней он располагает.

Однако руководители высшего звена знают то, чего не знают рядовые специалисты, — контекст. Высшее звено управления должно понимать более широкий контекст управления компанией: стратегические цели бизнеса, почему эти цели существуют, как они вписываются в более широкое долгосрочное видение компании. Чем ниже позиция сотрудника внутри организации, тем меньшим контекстом он располагает. Начальник инженерно-технического отдела понимает, каким образом работа сотрудников, находящихся в его подчинении, вписывается в общую инженерную стратегию компании, но меньше о том, как эта инженерная стратегия связана, скажем, с планом продаж. Руководитель инженерной группы понимает, как работа его команды вписывается в стратегию инженерно-технического отдела, но может не знать об общей инженерной стратегии организации, и так далее.

Именно здесь и возникает проблема: рядовые сотрудники располагают наиболее полной и точной информацией, а потому именно они должны принимать оперативные технические решения. Однако эти сотрудники располагают наименьшим контекстом, поэтому принимаемые ими решения скорее всего будут направлены на оптимизацию работы их команды и отдельных исполнителей. И это похвально, хотя и не всегда эффективно: специалисты могли бы принимать лучшие решения на местах, если бы располагали дополнительным контекстом.

Например, команда, с которой я работал, однажды потратила несколько недель на совершенствование системы аутентификации во внутреннем приложении. Мы не знали, что команда из другого отдела ведёт переговоры о заключении сделки с внешним провайдером аутентификации, планируя внедрить единый вход во все внутренние системы. Если бы мы знали об этом, мы бы отказались от разработки внутренней системы аутентификации, вместо это воспользовавшись услугами внешнего провайдера. Но нам не хватило контекста, поэтому мы потеряли время. Мой начальник, руководитель отдела, не предоставил нам контекст, необходимый для принятия правильного решения.
Это возвращает нас к важнейшей функции руководителя среднего звена: разъяснять контекст подчинённым и передавать информацию вышестоящему начальству. Работа линейного руководителя заключается в том, чтобы собрать как можно больше информации от своих подчинённых, синтезировать её и передать своему руководителю. В то же время они должны собрать как можно больше контекста от своих руководителей и коллег и донести его до своих подчинённых. Если вы — руководитель среднего звена, это должно стать вашим главным принципом.

Автор: Jacob Kaplan-Moss, оригинальная статья