Ключевую роль в управлении компанией должны играть решения, а не данные

Семь преимуществ мышления, при котором на первое место выступает принятие решений

Ключевую роль в управлении компанией должны играть решения, а не данные

Интернет-издания и блоги о высоких технологиях одержимы данными. Однако после восьми лет измерения уровня грамотности в области работы с корпоративными данными только 24% компаний сообщили, что достигли нирваны в управлении данными. Это меньше, чем в прошлом году.

Возможно, переход к управлению, основанному на данных, — не то, к чему следует стремиться.

Исследователи Барт де Ланге и Стефано Пунтони считают именно так. Они утверждают, что ключевую роль в управлении компанией должны играть решения, а не данные. И хотя разница между этими подходами не столь очевидна, от того, какому из них вы отдадите предпочтение, зависит корпоративная культура вашей компании. Противопоставление одного другому также ошибочно, ведь действию предшествует решение, в то время как данные позволяют правильно спланировать это действие.

Это похоже на строительство дома: слаженная работа архитекторов, дизайнеров, строителей и водопроводчиков подобна игре джазового ансамбля. На этапе создания концепции прислушиваются к мнению архитектора, во время закладывания фундамента и возведения стен ответственность ложится на плечи строителя, а ближе к концу на первый план выходит работа дизайнеров, мастеров отделочных работ и водопроводчиков. Владелец дома принимает окончательное решение, учитывая рекомендации специалистов своего дела.

Образ мышления, при котором на первое место выступает принятие решений, отличается от управления, основанного на данных, по семи направлениям:

  1. Вы начинаете с вопросов, а не с данных. Коллектив, ориентированный на принятие решений, больше времени посвящает формулировке вопросов и обсуждению выдвигаемых предложений с теми, кто принимает решения. Сначала сформулируйте вопросы и только потом приступайте к работе с данными!
  2. Проектами руководят те, на ком лежит ответственность за принятие решений, а не специалисты по обработке данных. Ведь при строительстве дома решающее значение имеет мнение собственника дома (того, кто принимает окончательное решение), а не строителя, архитектора или водопроводчика, которые могут лишь грамотно направить, проконсультировать.
  3. Над вопросами, на которые у вас нет ответов, вы размышляете чаще, чем над вопросами, на которые они у вас уже есть. Подход, основанный на принятии решений, заключается в поиске ответов на нерешённые вопросы. Так, ретейлеры, стремящиеся к управлению на основе данных, пытаются оптимизировать существующие программы лояльности, в то время как ретейлеры, придерживающиеся подхода «ключевая роль — за принятием решений», пытаются найти ответы на вопросы о том, что радует покупателей, каким образом и почему меняется их отношение.
  4. Вы стараетесь оценить ситуацию в целом, после чего концентрируетесь на конкретном. Сотрудники компании, в своей работе опирающиеся на данные, зачастую слишком сильно углубляются в работу с имеющимися данными. Пунтони и Ланге советуют сначала смотреть вширь, затем вглубь.
  5. Вы аккумулируете новые данные. Сотрудники, которые в своей работе опираются на данные, склонны мыслить стереотипно и сосредоточены на поиске способов использовать уже имеющиеся данные, в то время как компании, ключевую роль в управлении которых играет принятие решений, поощряют сотрудников искать недостающие данные для решения поставленных задач. В этих компаниях сотрудники занимаются разработкой опросов, экспериментированием и поиском данных за пределами компании.
  6. У вас больше шансов обнаружить и уменьшить предвзятость. Те, кто привлекает к выполнению проектов неоднородные команды, склонны мыслить широко и не принимать предвзятых решений. Более широкий взгляд на вещи позволяет искоренить предвзятость, оспаривая стереотипы.
  7. Бизнес смотрит вперёд, реже оглядываясь назад. Управление, основанное на данных, опирается на исторические данные, т.е. то, что уже произошло. Хотя прошлое может подсказать, в каком направлении двигаться дальше, не следует ожидать, что модели, существовавшие до пандемии, будут столь же эффективны в новых условиях.

Пабло Пикассо как-то сказал: «Проблема компьютеров в том, что они могут только давать ответы». Мысль глубока: не позволяйте технологиям руководить вами, руководите своими технологиями. Руководствуйтесь решениями, а не данными.

Данная статья была написана под впечатлением от публикации «Leading With Decision-Driven Data Analytic» Барта де Ланге, учёного, изучающего проблемы поведения, и профессора маркетинга в Университете Раймунда Луллия, Высшей школе администрации и управления предприятиями (ESADE), и Стефано Пунтони, профессора маркетинга в Роттердамской школе менеджмента Университета имени Эразма Роттердамского и директора лаборатории «Психология искусственного интеллекта» в Центре аналитики данных Эразма.

Статистика внедрения подхода, основанного на данных, взята из исследования «Big Data and AI Executive Survey 2021» компании «NewVantage Partners LLC» (www.newvantage.com), авторами которого являются Томас Х. Девенпорт и Рэнди Бин.

Переведено и опубликовано с разрешения Mark Palmer, оригинал

Подпишитесь на наш канал в Telegram!

Там мы публикуем анонсы новых фич, как только они появляются в Кайтене.

Подписаться